Размер шрифта
Поиск по сайту

Механизмы развития столичного образования будут подвергнуты реформированию

В здании правительства Москвы (Н. Арбат, 36/9) состоялось совместное заседание Президиума Общественного совета города Москвы с участием Общественной палаты по образованию в городе Москве. Участники обсудили проблемы модернизации системы образования Москвы и предложения по совершенствованию проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В заседании приняли участие Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина; депутаты Мосгордумы; представители Совета ветеранов педагогического труда города Москвы, Совета молодых учителей города Москвы; руководители Центров образования, представители общественных организаций.

Открывая заседание Председатель Общественного совета города Москвы Владимир Долгих от имени двух палат выразил надежду на тесное сотрудничество с Департаментом образования в области модернизации столичного образования как одной из стратегических задач государства.

В своём выступлении И. Калина отметил, что речь идёт о реформировании механизмов развития столичного образования, а не о кардинальном его преобразовании. Главные его цели сводятся к тому, чтобы сделать московское образование реальным ресурсом развития города, позитивным и консолидирующим фактором в жизни москвичей. Для этого необходимо решить такие задачи, как:

  1. Обеспечение высокого уровня московского стандарта качества образования. Он подразумевает широкий выбор образовательных услуг для семьи и ученика, а также высокий уровень их содержания.
  2. Внедрение новых электронных методов преподавания.
  3. Оснащение школ современным оборудованием, в частности лабораторным, что необходимо для получения профильного, углублённого образования в  старшей школе.
  4. Обеспечение безопасности и высокой культуры пребывания ребёнка в школе.
  5. Развитие педагогического корпуса за счёт переподготовки работающих учителей и создания системы регулярного вливания молодых кадров в образование. По словам, Министра Правительства Москвы, к системе переподготовки кадров планируется подключить всю мощь научно-педагогической базы столицы – лучшие учебные заведения Москвы, ВУЗы федерального значения и т.д. Так, среди лучших образовательных учреждений Москвы будет сформирован комплекс (200-300 учебных заведений), на базе которых развернутся стажировочные площадки.

"Что касается введения новой системы оплаты педагогического труда, ориентированного на качество и результативность работы, нормативно-подушевого финансирования школ, – заявил И. Калина, - все они имеют смысл, только в том случае, если будет создана система независимого общественного участия в управлении образованием".

Член Президиума Общественного совета города Москвы Леонид Говоров отметил, что большое беспокойство в обществе вызывает обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», а также проекта Федерального государственного образовательного стандарта для среднего (полного) общего образования (ФГОС). По этим законопроектам Общественным советом проведена общественная экспертиза и подготовлены соответствующие заключения. Пользуясь случаем, Л. Говоров призвал Иосифа Калину выразить позицию Департамента образования города Москвы по спорным положениям обсуждаемых стандартов.

Министр Правительства Москвы обратил внимание участников на то, что вышеназванные стандарты являются отдалённой перспективой, которые вступят в силу только в 2020 году. До этого времени, в соответствии со 142 постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов" Министерство образования и науки имеет право вносить в них изменения и коррекцию.

Эту ситуацию также прокомментировала один из руководителей группы разработчиков стандартов, советник-наставник Мэра Москвы, член Совета Общественной палаты по образованию в городе Москве Любовь Кезина. Она отметила, что рабочая группа по разработке государственных образовательных стандартов вплотную работает с группой мониторинга, внимательно изучает все поступающие предложения и замечания. «Стандарт рождается не на пустом месте, - отметила эксперт. - В Москве на протяжении 6-8 лет действуют школы, где учащиеся сами формируют свой учебный план, куда входят как общие, обязательные для всех предметы, так и профильные, необходимые для поступления в ВУЗ».

Член Президиума Общественного совета города Москвы Мария Котовская отметила, что одна из первоочередных задач современного образования – консолидация общества. В связи с этим она обратила внимание руководителя Департамента образования Москвы на проблемы,  связанные с межэтническим аспектом. Среди них она выделила падение уровня образования (успеваемости) детей в связи с притоком в школу детей мигрантов, которые плохо знают русский язык. По мнению эксперта, перед поступлением в московские школы такие дети должны проходить предварительное обучение русскому языку.

С информацией о результатах общественной экспертизы двух вышеназванных законопроектов выступил член Межкомиссионной рабочей группы Общественного совета по обсуждению проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Нодар Хананашвили. По его мнению, проект закона об образовании направлен на коммерциализацию сферы образования (в законопроекте указано, что бесплатными предметами будут только те, которые входят в Федеральный образовательный Госстандарт), что противоречит нормам статей 7 и 44 Конституции РФ и статье 3 Конвенции о правах ребёнка (по наилучшему обеспечению интересов ребенка). Относительно процедуры внедрения образовательных стандартов он отметил необходимость включения представителей общественности в рабочие группы по разработке законопроекта и его реализации.

Заместитель Председателя Общественного совета города Москвы, член Комитета Совета Федерации по образованию и науке Зинаида Драгункина призвала руководство Департамента образования города Москвы к сотрудничеству по доработке и внесению изменений в данные законопроекты.

В заключение Владимир Долгих отметил, что модернизация системы образования является одним из стратегических вопросов жизни общества. «Все жители Москвы заинтересованы в правильном, прогрессивном решении важнейшего вопроса – образования нашей молодежи», - отметил он. – «Приятно слышать, что нынешнее руководство образования в Москве должным образом оценивает то, что уже сделано сейчас в Москве. Московское образование является одним из образцовых, но оно тоже должно развиваться в соответствии с тем, как развивается наше общество».

Подводя итоги встречи, участники приняли резолюцию, в которой руководству Общественного совета города Москвы и Общественной палаты по образованию в городе Москве поручено обобщить прозвучавшие  замечания и предложения и направить их в соответствующие инстанции для учёта при разработке городской целевой программы модернизации столичного образования.

Приложения: